21:11 Обучение | |
Навчання (в педагогіці ) - цілеспрямований педагогічний процес організації та стимулювання активної навчально-пізнавальної діяльності учнів з оволодіння знаннями , вміннями та навичками , розвитку творчих здібностей та моральних етичних поглядів. Навчання - вид навчальної діяльності , в якій кількість і якість елементів знань та умінь учня доводяться вчителем (викладачем) до належного рівня (середнього, еталонного, можливого), що становить мету навчання. Діяльність навчання вважається завершеною, а мета її — досягнутою, якщо кількість та якість навчального матеріалу в повторно виготовленому продукті учня відповідатимуть меті навчання або становитимуть належний рівень (середній, еталонний, можливий), представлений у меті навчання. Це досягається в процесі взаємодії вчителя та учня, і вимагає від обох сторін процесу навчання докладання зусиль та дій, що сприяють успішному досягненню поставлених цілей. Необхідно також збіг поставлених цілей, а у разі їх розбіжності, приведення цілей у взаємну відповідність усіма учасниками процесу навчання у процесі спілкування . Вчитель повинен докладати зусиль і організовувати навчальний матеріал за формою та змістом для покращення розуміння учнем знань, що він сприймає у процесі навчання. Рівень розуміння учнем сприйнятої інформації залежить від зусиль, що витрачаються учнем з оволодіння матеріалу, а також від вже наявного рівня знань, який був сприйнятий і зрозумілий учнем раніше. Нижче представлено 11 висловлювань про навчання, які розташовані в тимчасовому порядку опублікування матеріалів, що містять їх, і охоплюють 30-річний період з 1954 по 1984 рік.
В этих высказываниях обучение представляется с разнообразных сторон: как процесс, как деятельность; представлены результаты; субъекты, участвующие в обучении, и субъекты, руководящие обучением; обучение как вид, как явление и как взаимодействие. Вместе с тем, наличие множества определений понятия «обучение» свидетельствует о проблемах в педагогической теории Одна из основных категорий педагогики. Выявление сущности обучения — основополагающий вопрос дидактики. Если дидактика претендует быть наукой, то остальные дидактические понятия должны быть производными от сущности обучения. Важно не просто дать какое-нибудь определение обучению, а так определить его сущность, чтобы наиболее точно ухватить специфику этого самостоятельного явления общественно-исторической практики. Часто обучение определяется как вид познания — процесс нахождения истины, отражение объективной реальности в сознании учащегося. Ориентация на такую точку отсчёта вынуждает учёного и практика концентрироваться вокруг происходящего в голове человека, подменять дидактическую позицию психологической. Потребность в дидактике как отрасли знаний появилась тогда, когда стало необходимым обучать не одного ученика, а сразу нескольких. Вопрос, как организовать обучение одновременно многих людей, и задаёт смысл всей дидактической теории. Неслучайно, что даже в познавательных парадигмах формы организации обучения традиционно делятся на фронтальные, групповые и индивидуальные. Эта типология никак не вытекает из форм и способов познания, а в её основу положен количественный признак — охват учащихся учебного коллектива, участвующих в определённой учебной ситуации. (Для отдельных случаев такая типология вполне удовлетворительна.) Всё больше учёных придерживаются позиции, что обучение — это процесс взаимодействия субъектов, а точнее: особым образом организованное общение между теми, кто обладает знаниями и определённым опытом, и теми, кто их приобретает, усваивает[13]. В науке под общением понимается осуществляемое звуко-знаковыми средствами взаимодействие субъектов в целостности трёх его сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. В ходе общения воспроизводятся и усваиваются все виды человеческой деятельности, общественный опыт, культура. «Такой общеметодологический уровень представлений об обучении предполагает понимание обучения как материального процесса с наличием объективных законов существования и объективных закономерностей исторического развития» В ходе обучения накладываются друг на друга два вида активности:
Смешение двух этих видов активности приводит к неточному представлению об обучении как особом виде познавательной деятельности[15]. В. В. Краевский подчёркивает, что с дидактической позиции главным выступает отношение между двумя деятельностями — преподаванием и учением[16]. Отношение «обучающий — обучаемый» является первичным, порождающим отношение «обучаемый — учебный материал». (Понятно, что познавательная деятельность человека осуществляется и за пределами обучения, но тогда эта активность не может считаться обучением.) Таким образом, если отвлечься от психической составляющей субъект-субъектных отношений (существующей в голове в момент, когда субъекты ставят цели, производят действия, преобразуют некоторый объект), то обнаруживается та материальная сторона, в которой кроется сущность обучения и без которой учебное познание может не состояться. На первый план выступает со-бытийная ситуация, организованная определённым образом. Системный подход предполагает рассматривать сложные объекты как иерархически организованные, каждый уровень которого является элементом системы более высокого порядка. Например, в биологии выделяют структурные уровни жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный. Обучение как сложная система имеет четыре уровня (масштаба) своей структурной организации[17]:
На кожному рівні виділяються свої елементи та провідні поняття. | |
|
Всього коментарів: 0 | |