новости, приватні уроки комп'ютер, навчання комп'ютеру віддалено, індивідуальні заняття з комп'ютером, комп'ютерні курси вдома, комп'ютерна грамотність, Київ
ru uk en

🔎 ОТСЛЕЖИВАТЬ

21:11
Обучение

Навчання (в  педагогіці ) - цілеспрямований педагогічний процес організації та стимулювання активної навчально-пізнавальної діяльності учнів з оволодіння  знаннямивміннями  та  навичками , розвитку творчих здібностей та моральних етичних поглядів.

Навчання - вид  навчальної діяльності , в якій кількість і якість елементів знань та умінь  учня  доводяться  вчителем  (викладачем) до належного рівня (середнього, еталонного, можливого), що становить мету навчання.

Діяльність навчання вважається завершеною, а мета її — досягнутою, якщо кількість та якість навчального матеріалу в повторно виготовленому продукті учня відповідатимуть меті навчання або становитимуть належний рівень (середній, еталонний, можливий), представлений у меті навчання. Це досягається в процесі взаємодії вчителя та учня, і вимагає від обох сторін процесу навчання докладання зусиль та дій, що сприяють успішному досягненню поставлених цілей. Необхідно також збіг поставлених цілей, а у разі їх розбіжності, приведення цілей у взаємну відповідність усіма учасниками процесу навчання у процесі  спілкування . Вчитель повинен докладати зусиль і організовувати навчальний матеріал за формою та змістом для покращення  розуміння учнем знань, що він сприймає у процесі навчання. Рівень розуміння учнем сприйнятої інформації залежить від зусиль, що витрачаються учнем з оволодіння матеріалу, а також від вже наявного рівня знань, який був сприйнятий і зрозумілий учнем раніше.

Нижче представлено 11 висловлювань про навчання, які розташовані в тимчасовому порядку опублікування матеріалів, що містять їх, і охоплюють 30-річний період з 1954 по 1984 рік.

  1. «Навчання - педагогічний процес, в результаті якого учні під керівництвом вчителя опановують знаннями, вміннями та навичками, загальними та спеціальними» [1] .
  2. «Обучение — педагогический процесс, в результате которого учащиеся под руководством учителя овладевают знаниями, умениями и навыками, общими или специальными. В процессе обучения учащиеся получают определенное образование»[2].
  3. «Под обучением, в узком смысле, понимается руководство учением. В широком понимании обучение — процесс двусторонний, он включает передачу и усвоение учебного материала, то есть деятельность учителя (преподавание) и учащихся (учение)»[3].
  4. «Обучение, как особая целенаправленная деятельность учителя по вооружению учащихся знаниями, умениями и навыками и развитию их познавательных и творческих способностей, является важнейшей составной частью воспитания в широком смысле»[4].
  5. «Ведь обучение — это сознательная, целенаправленная деятельность педагогов и учащихся»[5].
  6. «Процесс обучения представляет собой сложное единство деятельности учителя и деятельности учащихся, направленных к общей цели — вооружению обучающихся знаниями, умениями и навыками, к их развитию и воспитанию. Обучение — двусторонний процесс»[6].
  7. «Оно (обучение) становится отдельным, специфическим видом общественной деятельности, превращается в относительно независимое социальное явление — средство передачи социального опыта… Таким образом, обучение следует рассматривать прежде всего как единство, целостную сферу человеческой деятельности»[7].
  8. «Понятие „обучение“ характеризует организованный процесс, порождаемый взаимодействием двух деятельностей, — преподавания и учения»[8].
  9. «Обучение — это целенаправленный процесс взаимодействия учителя и учащихся, в ходе которого осуществляется образование, воспитание и развитие человека»[9].
  10. "Обучение — основной путь получения образования, целенаправленный, планомерно и систематически осуществляемый процесс овладения знаниями, умениями и навыками под руководством опытных лиц — педагогов, мастеров, наставников и т. д.[10]
  11. «Обучение — конкретный путь педагогического процесса, в ходе которого под руководством специально подготовленного лица (педагога, пропагандиста и др.) реализуются общественно обусловленные задачи образования личности в тесной взаимосвязи с её воспитанием и развитием. Обучение — процесс двусторонний»[11].

В этих высказываниях обучение представляется с разнообразных сторон: как процесс, как деятельность; представлены результаты; субъекты, участвующие в обучении, и субъекты, руководящие обучением; обучение как вид, как явление и как взаимодействие.

Вместе с тем, наличие множества определений понятия «обучение» свидетельствует о проблемах в педагогической теории

Одна из основных категорий педагогики.

Выявление сущности обучения — основополагающий вопрос дидактики. Если дидактика претендует быть наукой, то остальные дидактические понятия должны быть производными от сущности обучения.
«Если рассматривать обучение как вид познавательной деятельности, то обучение надо организовать по способам познавательной деятельности. Если обучение есть трансляция культуры, значит, его надо организовать на основе механизмов трансляции культуры. Если обучение является общением, организованным особым образом, то надо организовать обучение так, как происходит общение между людьми».

Важно не просто дать какое-нибудь определение обучению, а так определить его сущность, чтобы наиболее точно ухватить специфику этого самостоятельного явления общественно-исторической практики.

Часто обучение определяется как вид познания — процесс нахождения истины, отражение объективной реальности в сознании учащегося. Ориентация на такую точку отсчёта вынуждает учёного и практика концентрироваться вокруг происходящего в голове человека, подменять дидактическую позицию психологической.

Потребность в дидактике как отрасли знаний появилась тогда, когда стало необходимым обучать не одного ученика, а сразу нескольких. Вопрос, как организовать обучение одновременно многих людей, и задаёт смысл всей дидактической теории. Неслучайно, что даже в познавательных парадигмах формы организации обучения традиционно делятся на фронтальные, групповые и индивидуальные. Эта типология никак не вытекает из форм и способов познания, а в её основу положен количественный признак — охват учащихся учебного коллектива, участвующих в определённой учебной ситуации. (Для отдельных случаев такая типология вполне удовлетворительна.)

Всё больше учёных придерживаются позиции, что обучение — это процесс взаимодействия субъектов, а точнее: особым образом организованное общение между теми, кто обладает знаниями и определённым опытом, и теми, кто их приобретает, усваивает[13]. В науке под общением понимается осуществляемое звуко-знаковыми средствами взаимодействие субъектов в целостности трёх его сторон: коммуникативной, интерактивной и перцептивной. В ходе общения воспроизводятся и усваиваются все виды человеческой деятельности, общественный опыт, культура. «Такой общеметодологический уровень представлений об обучении предполагает понимание обучения как материального процесса с наличием объективных законов существования и объективных закономерностей исторического развития»

В ходе обучения накладываются друг на друга два вида активности:

  • взаимодействие между обучающим и обучаемым,
  • непосредственные умственные и физические действия, которые осуществляет обучаемый для присвоения некоторого учебного содержания, способа деятельности.

Смешение двух этих видов активности приводит к неточному представлению об обучении как особом виде познавательной деятельности[15].

В. В. Краевский подчёркивает, что с дидактической позиции главным выступает отношение между двумя деятельностями — преподаванием и учением[16]. Отношение «обучающий — обучаемый» является первичным, порождающим отношение «обучаемый — учебный материал». (Понятно, что познавательная деятельность человека осуществляется и за пределами обучения, но тогда эта активность не может считаться обучением.)

Таким образом, если отвлечься от психической составляющей субъект-субъектных отношений (существующей в голове в момент, когда субъекты ставят цели, производят действия, преобразуют некоторый объект), то обнаруживается та материальная сторона, в которой кроется сущность обучения и без которой учебное познание может не состояться. На первый план выступает со-бытийная ситуация, организованная определённым образом.

Системный подход предполагает рассматривать сложные объекты как иерархически организованные, каждый уровень которого является элементом системы более высокого порядка. Например, в биологии выделяют структурные уровни жизни: молекулярный, клеточный, организменный, популяционно-видовой, биогеоценотический и биосферный.
Обучение как система тоже имеет сложную структурную организацию.

Обучение как сложная система имеет четыре уровня (масштаба) своей структурной организации[17]:

  1. Масштаб деятельности индивидуальных субъектов учебного процесса. Этот уровень задаётся разными позициями и деятельностями субъектов в их непосредственном взаимодействии с другими субъектами, а также в ситуации «индивидуального» действия.
  2. Масштаб учебного занятия (учебного коллектива). На этом уровне организации обучения рассматривается, как и в какие событийные образовательные ситуации включены члены учебного коллектива. Система «учебное занятие» ухватывается такими понятиями, как общие (базисные) формы организации обучения, организационная структура учебных занятий, ведущая организационная форма обучения, общий фронт или его отсутствие, учебная кооперация, учебный маршрут, со-бытийная ситуация и др.
  3. Масштаб інституційної системи навчання (освітньої установи). Відображається питання, як організовано освітній простір закладу чи мережі установ.
  4. Масштаб суспільно-історичного способу організації навчання ( суспільно-історичної формації ) - рівень сфери освіти: її призначення серед інших сфер суспільства будь-якої епохи; базові освітні процеси та обслуговуючі їх; структурні одиниці, що забезпечують розгортання базових та інфраструктурних процесів; морфологія учасників сфери освіти Використовуються поняття «спосіб життя», «сфера освіти», «суспільно-історичний спосіб організації навчання», «система освіти», «типи відносин події», «суспільно-прийняті цілі освіти» та ін.

На кожному рівні виділяються свої елементи та провідні поняття.

Категорія: Комп'ютерні уроки | Переглядів: 348 | Додав: admin | Теги: обучение | Рейтинг: 5.0/1
Всього коментарів: 0
avatar